Основные задачи учителя – логопеда:
- предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников;
- преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих нарушение речи;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы.
Основные направления работы учителя – логопеда.
1. Общее обследование речи учащихся начальной школы. Углубленное обследование зачисленных учащихся на логопедические занятия. Определение структуры и степени выраженность имеющегося дефекта.
2. Комплектование групп и планирование занятий (деление учащихся на группы и подгруппы с учетом психофизического состояния и речевого дефекта обучающихся).
3. Планирование индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановление нарушенных функций.
4. Коррекция нарушений устной и письменной речи, посредством систематических коррекционных занятий и отдельных упражнений.
5. Взаимосвязь и взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
6. Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов.
7. Взаимодействие учителя-логопеда с дошкольными учреждениями, логопедами и врачами – специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций.
Контингент учащихся, имеющих нарушения речи:
Учащиеся с общим недоразвитием речи, обусловленным им нарушением чтения и письма.
Учащиеся с фонетико-фонематическим нарушением, обусловленное им нарушение чтения и письма.
Учащиеся с фонетическим нарушением.
Логопед и родители — партнеры.
Взаимодействие логопеда и родителей — необходимое условие полноценного речевого развития учащихся. Перед логопедом и родителями стоят единые задачи развития речи учащихся, отличаются лишь пути их реализации.
Когда и зачем нужны логопедические занятия?
Уважаемые родители, обращайтесь за помощью своевременно! Если ребенок пришел в школу с нарушенным звукопроизношением, то процесс усвоения им чтения и письма значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи.
Обращаем ваше внимание на то, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период. Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.
Если же ребёнок пришел в первый класс, с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется – у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя непоставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.
В начале учебного года первоклассники и другие учащиеся начальных классов проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка. По результатам обследования учитель-логопед проводит зачисление в логопункт.
Учитель-логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 35 — 40 минут.
Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или параллельных, или смежных классов (например, 2 — 3-х классов). В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно — дидактического материала.