Белгородская область, Яковлевский район, п. Томаровка, ул. Ленина, 11
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского городского округа»

    С 1 сентября 2007 года школа осуществляет свою деятельность как базовая (опорная) школа. 6 школ являются школами, входящими во взаимодействующую группу: МОУ «Томаровская СОШ № 2», МОУ «Кустовская СОШ», МОУ «Стрелецкая СОШ», МОУ «Мощёнская ООШ», МОУ «Казацкая ООШ», МОУ «Серетинская ООШ».

    Работа базовой (опорной) школы направлена на осуществление предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10 – 11 классов с целью установления равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Свою миссию школа видит в обеспечении свободного выбора, оптимального для каждого учащегося. Став базовой (опорной) школой, мы получили реальную возможность продуктивно работать в данном направлении. Дети не выбирают место своего рождения, но у каждого ребенка есть право на получение качественного образования, а наша обязанность – предоставить возможность использовать это право. Составлено сетевое расписание, организован подвоз учащихся, к работе с учащимися привлекаются квалифицированные педагоги, максимально используется материально- техническая база.

    История школы

    История Томаровской средней школы №1

    История Томаровской средней школы № 1 берет свое начало с Томаровского образцового двухклассного Министерства Народного Просвещения училища,   открытого в 1899-1900 гг. и располагавшегося в прекрасном двухэтажном каменном здании, построенном на средства крестьян 2-го Томаровского общества, которые выкупили десятину земли за 1000 рублей и построили здание училища за 20 тысяч рублей. По ходатайству жителей училище получило наименование Николаевское (в честь коронации царя Николая II). Находилось на месте современной Пожарной части поселка Томаровка.

    К началу 20 века в Томаровке уже работали Белянская  и Кисловская земские  школы, но Белгородская уездная управа сообщала, что «население слободы Томаровки  в массовом своем развитии стоит гораздо выше населения прочих сельских местностей Белгородского уезда, почему уже и назрела  потребность в школе с большей образовательной программой».

    Школьный курс в Томаровском образцовом двухклассном училище изучался в течении пяти лет и окончившие его имели равные права с окончившими уездное училище в г. Белгороде.

    Томаровское образцовое двухклассное Министерства Народного Просвещения училище,  фото начала 20 века.

    Здание Томаровского образцового училища можно было считать архитектурной достопримечательностью слободы Томаровки первой половины 20 века: строгий классический стиль, первый и второй этажи разделял арктурный пояс, над центральным входом находился широкий балкон второго этажа с кованным ажурным ограждением, а над ним - фронтон с элементами ампира, который завершался центральным куполом.

    На втором этаже училища находились спортзал или конференц-зал.

    Первыми учителями этого училища  (а, по большому счету,  и всей слободы Томаровки) по праву считаются супруги Тихомировы: Петр Аркадьевич и Татьяна Михайловна, у которых было два сына: Сергей и Константин и дочь.

    Первые учителя слободы Томаровки: Тихомиров Петр Аркадьевич и Тихомирова Татьяна Михайловна, фото начала 20 века.

    Чудом сохранился Похвальный лист ученика Кайдашева Николая Андреевича от 30 апреля 1916 года, который подписали: заведующий училищем – учитель Петр Тихомиров, законоучитель – священник Феодор Каракулин и учителя: Е. Назарова, Т. Тихомирова, М. Чефранова.

    Похвальный лист ученика Кайдашева Николая Андреевича, 1916 год.

    После революционных событий 1917 года образцовое училище стало гимназией, затем «девятилеткой» и потом семилетней школой. Директором Томаровской семилетней школы в 1920-е годы был назначен Болотов Николай Федорович, уроженец села Казацкое.

     В 20 – 30- годы прошлого века советская школа получила партийное задание – учить и воспитывать будущих строителей социализма, поэтому вместе с классическими учебными предметами учащиеся изучали и такие предметы как: «сельское хозяйство», «столярное дело», «военное дело».

    Перед выпускниками школы стояла задача – отправиться на село ликвидировать безграмотность, открывать школы, создавать комсомольские ячейки и организации.

    Большое внимание уделялось физической подготовке учащихся, которые носили особую школьную форму.

    Томаровская семилетняя школа просуществовала до 1935 года и все эти годы ее возглавлял Болотов Николай Федорович.

    Директор Томаровской семилетней школы - Болотов Николай Федорович, фото 4 декабря 1913 года, г. Москва.

    На фотографии выпускного 7-го класса мы видим учащихся школы под руководством лучшего физрука школы (как говорят - бывшего белого офицера) Николаева Валентина Владимировича в спортивном зале школы.

    Учащиеся 7 класса Томаровской семилетней школы, 1929 год.

     В центре - физрук школы Николаев Валентин Владимирович, вверху: крайний слева - Калашников Виктор Алексеевич – в будущем директор Томаровской средней школы; со знаменем в руках – Шевченко Александр Иосифович – в будущем Герой Советского Союза, генерал-лейтенант танковых войск, имя которого носит сегодня школа.

    Учителями Томаровской семилетней школы в эти годы были:

    1. Болотова Анфиса Александровна – учитель русского языка,
    2. Николаев Валентин Владимирович – учитель физкультуры,
    3. Николаева Валентина Степановна – учитель биологии,
    4. Зотов Николай Федорович – «двадцатипятитысячник» из Москвы, учитель биологии,
    5. Кузубова Ксения Григорьевна – учитель математики,
    6. Уточкин Яков Яковлевич – учитель рисования,
    7. Еременко Вера Ивановна – учитель истории,
    8. Мирошниченко Александра Папиловна – учитель биологии,
    9. Солодовников Николай Иванович – учитель сельского хозяйства,
    10.  Барышников Евгений Павлович – учитель физики,
    11.  Федюшина Мария Ивановна – учитель русского языка и литературы,
    12.  Олейников Иван Яковлевич – учитель украинского языка,
    13.  Кучеев Яков Прокофьевич.

    В 1930-е годы наша страна переживала нелегкие испытания и вместе со страной их переживали и наши учителя. В 1933-1934 годах были вынуждены уехать из Томаровки супруги Болотовы и Николаевы.

    Выпускной класс Томаровской семилетней школы, 15 мая 1935 года.

    Второй ряд снизу: крайний слева – Уточкин Яков Яковлевич,  третья слева – Еременко Вера Ивановна, шестая слева – Кузубова Ксения Григорьевна, далее – Солодовников Николай Иванович, далее – Мирошниченко Александра Папиловна, крайний справа в пенсне – Барышников Евгений Павлович. В третье ряду снизу пятая слева – Федюшина Мария Ивановна.

    Образованная в 1935 году Томаровская средняя школа сохранила не только основу учительского коллектива Томаровской семилетней школы, не только прежнее здание, но и дух ученичества и добрые традиции.

    Учителями Томаровской средней школы, вместе с вышеназванными, стали:

    1. Щербакова Анна Иосифовна – учитель русского языка и литературы,
    2. Барышникова Алевтина Николаевна – учитель немецкого языка,
    3. Васильченко Варвара Павловна – учитель химии,
    4. Куцын Никита Васильевич – учитель истории и географии,
    5. Чупрынин Григорий Дмитриевич – учитель математики,
    6. Жеглова (Андреева) Зоя Сергеевна – учитель географии,
    7. Добровольский Лев Михайлович – учитель математики,
    8. Залата Абрам Яковлевич – учитель математики,
    9. Дагаев Иоасаф Иванович – учитель математики,
    10.  Сукач Варвара Адамовна – учитель русского языка,
    11.  Кельина Вера Дмитриевна – учитель русского языка,
    12.  Носков Иван Павлович – учитель столярного дела,
    13.  Муссей Евгений Викторович – военрук школы,
    14.   Чернухина Зинаида Павловна – учитель музыки,
    15.  Хижнякова Наталья Ивановна – учитель химии и биологии,
    16.  Головко Александр Федорович – учитель истории,
    17.  Авраменко Александр Степанович.

     В школе была лошадь, возле школы учебно-опытные участки, выращивали черную смородину. Начальные классы находились в здании церковно-приходской школы при храме Николая Чудотворца на улице Поповка (ныне Пионерская).

    После Н.Ф. Болотова в середине – второй половине 30-х годов началась частая смена директоров Томаровской средней школы:

    в 1935-1936 годах директором школы был Драгобецкий Степан Федорович – учитель сельского хозяйства;

    в 1937 году – Щербаков Павел Семенович – учитель истории и Конституции;

    в 1938 году – Калашников Виктор Алексеевич, до призыва в начале 1939 года в ряды РККА;

    в 1939 году – Авраменко Александр Степанович, а затем Кузубова Ксения Григорьевна – учитель математики;

     в 1940-1941 годах  - Кравцов Василий Иванович – учитель истории.

    В 1937-1938 годах часть учителей школы была репрессирована: Щербаков Павел Семенович, Федюшина Мария Ивановна (дочь священника), Куцын Никита Васильевич, Чупрынин Григорий Дмитриевич, Дагаев Иоасаф Иванович.

    В 1938 году состоялся первый выпуск Томаровской средней школы – один класс (25 учащихся). На аллее Томаровского парка летом 1938 года запечатлены фотографом учителя и 23 выпускника (2 человека отсутствовали).

    Первый выпуск Томаровской средней школы, 22 июня 1938 года.

    Назовем всех участников этого исторического фото слева направо и снизу вверх и известные факты их биографий:

    1. й ряд : 1. Шевченко Клавдия Макаровна- учитель начальных классов в

                    с. Пушкарном, Томаровке, работала в парткабинете;

                2. Юрченко Антонина - после школы поехала учиться в

                    Воронежский университет, но вскоре умерла;

         2- й ряд:   3. Чупрынина Надежда Ивановна - учитель начальных классов.

                              Работала в с. Ольховка, Калининской начальной школе;

                          4. Иванчихин Николай – погиб в ВОВ,

                          5. Стрижко Леля;

                          6. Криничный Михаил – учитель математики, погиб в ВОВ;

                          7. Калашникова Александра Степановна - один год работала

                              учителем начальных классов в с. Мощеное, затем окончила

                             Харьковский стоматологический институт и работала в

                             Томаровской районной больнице стоматологом;

       3-й ряд:     8. Кайдашова Вера Григорьевна - учитель начальных классов в

                             х. Дубины (директор), х. Федоренки, Криниченской школе

                             (подготовка госпиталя в 1941г.), с 1943 года – снова учитель в

                             х. Федоренки, с 1946 г. – заведующая на х. Домнино, в 1953-

                             1970 гг. – учитель в с. Козычево. С 1970г.- Чапаевская средняя

                             школа (с. Завидовка). С 1975 г. – пенсионер;

                          9. Барышников Евгений Павлович – учитель физики и химии,

                              окончил Харьковский университет;

                        10. Кельина Вера Дмитриевна  - учитель русского языка;

                        11. Солодовников Алексей Максимович – секретарь                                     

                                     Томаровского  райкома комсомола,

                        12. Калашников Виктор Алексеевич – директор школы,

                        13. Васильченко Варвара Павловна  - учитель химии;

                        14. Добровольский Лев Михайлович – классный руководитель 10

                              класса, учитель математики, окончил Воронежский

                              университет, погиб в ВОВ;

                        15. Непочатых Борис Филиппович – 2-й секретарь Томаровского

                              райкома партии,

                        16. Дроботова (Педан) Зоя Ивановна – учитель немецкого языка в   

                             Дмитриевской школе, работала также в с. Козычево,  затем в п.

                             Строитель;        

    4-й ряд:      17. Екимов Николай – учитель математики (хорошо рисовал),

                              погиб в ВОВ;

             18. Дроботов (Дроботушенко) Николай - хорошо играл на трубе

                   в довоенном оркестре Конозобко;

             19. Черных Мария Митрофановна - учитель начальных классов

                   в с. Бутово, родилась в с. Старая Глинка;

             20. Капустин Яков – лучший ученик школы, хорошо знал

                   математику, географию, погиб в ВОВ;

             21. Чупрынин Иван – летчик в годы ВОВ, погиб на фронте;

             22. Непочатых Таисия - сестра Непочатых Бориса, уехала на

                   Кавказ поступать в институт иностранных языков;

             23. Екимов Петр - участник ВОВ, (муж Черных Полины),

                   демобилизован в чине полковника, преподавал в школе;

             24. Воронова (Лихошерстова) Зинаида Николаевна – учитель

                   начальных классов в сс. Казацкое, Ст. Глинка, п. Томаровка;

             25. Дроботушенко Иван – погиб в ВОВ;

    5-й ряд:      26. Мирошников Василий Иванович – учитель, погиб в ВОВ;

                       27. Черных (Екимова) Полина Федоровна – учитель, родом из с.

                             Новая Глинка;

                       28. Фреймундт Алексей Николаевич – учитель, погиб в ВОВ;

                       29. Переворочаева Екатерина (Клавдия) Федоровна – училась в

                             Ленинграде в педагогическом институте им. Герцена,

                             погибла во время блокады;

                       30. Чупрынина Мария Петровна – учитель, работала в с.Серетино,

                             с. Кустовое, Кисловской семилетней школе п. Томаровка.

    Отсутствовали: Мирошникова Клава и Худошин Юрий (с. Бутово).

    Многие выпускники первого выпуска Томаровской средней школы стали учителями, окончив педагогическое училище в г. Грайвороне.

    Выпускники 1938 года в группе учащихся Грайворонского педагогического училища: верхний ряд: вторая справа – Воронова Зинаида, крайняя справа – Мирошникова Клава; средний ряд: первая слева – Чупрынина Надежда, далее – Чупрынина Мария, крайняя справа – Черных Полина; нижний ряд: вторая слева – Дробот Зоя, далее – Кайдашова Вера, Шевченко Клава, Калашникова Александра, Черных Мария, 10 июля 1938 года, г. Грайворон.

    В 1939 году состоялся второй выпуск Томаровской средней школы – 1 класс. В этом году наша школа стала называться образцовой и носила имя Наркома Просвещения РСФСР Андрея Сергеевича Бубнова.

    Сохранившееся старое фото этого выпуска особенно ценно для нас по ряду причин:

    во-первых, выпускники и учителя изображены отдельно с подписью каждого участника;

    во-вторых, здесь же дано и фото самой школы 1939 года с улицы Рясной;

    в-третьих, на фото школы слева просматриваются очертания храма Николая Чудотворца, который находился в какой-то сотне метров от школы на соединении современных улиц Пионерской (ранее называлась Поповкой) и 32-го Гвардейского корпуса (Пушкарская);

    в-четвертых, на фото справа во втором ряду сверху мы можем видеть выпускника Швец Василия – в будущем Героя Советского Союза, генерал-майора, имя которого носит сегодня Томаровская средняя школа № 2.

    Таким образом, мы можем сказать, что Томаровская семилетняя школа и ее правоприемница - Томаровская средняя школа обучили и воспитали двух Героев Советского Союза – двух Героев Томаровки: Александра Иосифовича Шевченко и Василия Васильевича Швеца.

    Фото 2-го выпуска Томаровской средней школы, 1939 год.

    Директор – Кузубова Ксения Григорьевна, завуч – Добровольский Лев Михайлович, классный руководитель – Васильченко Варвара Павловна, крайний справа учитель – Барышников Евгений Павлович.

    На фото еще один учитель, которого мы не называли – Я.М. Волков.

    Василий Швец – крайний справа во втором ряду сверху.

    В 1940 году в Томаровской средней школе состоялся третий выпуск – 2 класса. Из-за роста числа учащихся Томаровская средняя школа в этом же году открыла свой филиал на углу современных улиц Рогулина и Ленина.

    Второй и третий выпуски Томаровской средней школы по призыву партии были направлены на 45-дневные учительские курсы в г. Грайворон, поэтому большинство выпускников стали учителями.

    Выпускники Томаровской средней школы 1940 года – слушатели 45-дневных учительских курсов в г. Грайвороне, слева направо,

    верхний ряд: Коломацкая Антонина, Федюшина Екатерина, Иванчихина Валентина, Ивакина Любовь, Ноздрачева Мария;

    нижний ряд: Дахневская Тая, Хижнякова Мария, Слепынцева Галина, Бондарева Нина, Замараева Варвара.

    В грозном 1941 году состоялся четвертый выпуск Томаровской средней школы – 3 класса. Заведующей Томаровским районным отделом образования в это время была Почернина (Олейникова) Елизавета Михайловна.

    Выпускной вечер состоялся в пятницу 20 июня 1941 года (Похвальная грамота Иванчихиной Веры Степановны выдана 18 июня,  а ее же аттестат - 24 июня 1941 года).

    Выпускниками - отличниками стали: в 10-а классе – Василенко Алексей, в 10-б классе – Олейникова Надежда, в 10-в классе – Иванчихина Вера.

    Сохранились фотографии выпускников 10-а и 10-в классов 1941 года.

    10-в  класс Томаровской средней школы, 1941 год.

    Сидят учителя (слева направо): Минаев, Барышников Е.П., Васильченко В.П., Щербакова А.И., директор – Кравцов В.И., Барышникова А.Н., Залата А.Я., Кузубова К.Г., Головко А.Ф.; будущие учителя нашей школы: в нижнем ряду второй справа – Ноздрачев Иван Артемович, в третьем ряду снизу третья справа – Иванчихина Вера Степановна.

    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

    С началом Великой Отечественной войны многие выпускники нашей школы одели солдатскую форму, многие, шагнув со школьного порога в бой, никогда уже больше не возвратились в родную Томаровку.

    Занятия в школе в сентябре 1941 года проводились всего несколько дней, так как линия фронта стремительно приближалась.

    22 октября 1941 года слобода Томаровка была оккупирована фашистами.

    Занятия в здании Томаровской средней школы больше не проводились, а само здание было приспособлено немцами под госпиталь.

    Есть данные о том, что во время оккупации фашисты попытались открыть некоторые школы в районе, в том числе и в Томаровке.

    Инспектором народных училищ в Томаровском районе немцы назначили Дагаева Иоасафа Ивановича, но восстановить нормальную работу школ не удалось.

    Выпуски 1942 и 1943 годов в Томаровской средней школе не проводились. Часть учителей оставалась во время оккупации в Томаровке, часть – выехала и проживала и работала на советской территории.

    В ходе боевых действий в феврале – марте 1943 года, когда Томаровка была освобождена советскими войсками первый раз, а потом ее снова заняли немцы, и особенно летом 1943 года, во время Курской битвы, когда Томаровка была освобождена окончательно, здание Томаровской средней школы было сильно разрушено и поэтому восстановить его было невозможно.

    Занятия в Томаровской средней школе начались в сентябре 1943 года в здании Белянской семилетней школы (ныне улица Ленина).

    В этом же здании некоторое время находился и клуб.

    Здание Томаровской средней школы в 1943-1959 годы (бывшее здание Белянской земской начальной школы конца 19 века, в 1938-1939 гг. – Белянской семилетней школы)  на улице Белянской (ныне Ленина).

    Младшие классы школы стали располагаться  в здании Первомайской начальной школы.

    Первомайская начальная школа слободы Томаровки, фото 1960-х гг.

    Образование и формы обучения

    Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями.

    Общие формы организации обучения. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на общие и конкретные. Общих форм организации обучения три: фронтальная, групповая и индивидуальная. К конкретным (частным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя работа учащихся, факультативные занятия, занятия в учебно-производственных мастерских и некоторые другие.

    Рассмотрим общие формы организации обучения. При фронтальной (общеклассной) форме работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие – опережают и вынужденно бездействуют.

    При групповой форме организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса (их называют также малыми группами).

    Индивидуальная форма организации обучения не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки.

    В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития Школы представляет собой управленческий документ, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации для достижения определенных документами стратегического планирования целей государственной политики в сфере образования на принципах проектного управления. Программа развития разработана на основе проектного управления, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019 г.) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» и предусматривает возможность достижения целевых показателей с опорой на внутренние и привлеченные ресурсы. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития определяет стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу: ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритетыразвития. Программа как проект перспективного развития Школы призвана: - обеспечить достижение целевых показателей Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на срок 2018 – 2025 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование» в деятельности Школы; - обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; - консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения Школы для достижения целей Программы.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie