Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского городского округа»
О школе
С 1 сентября 2007 года школа осуществляет свою деятельность как базовая (опорная) школа. 6 школ являются школами, входящими во взаимодействующую группу: МОУ «Томаровская СОШ № 2», МОУ «Кустовская СОШ», МОУ «Стрелецкая СОШ», МОУ «Мощёнская ООШ», МОУ «Казацкая ООШ», МОУ «Серетинская ООШ».
Работа базовой (опорной) школы направлена на осуществление предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10 – 11 классов с целью установления равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Свою миссию школа видит в обеспечении свободного выбора, оптимального для каждого учащегося. Став базовой (опорной) школой, мы получили реальную возможность продуктивно работать в данном направлении. Дети не выбирают место своего рождения, но у каждого ребенка есть право на получение качественного образования, а наша обязанность – предоставить возможность использовать это право. Составлено сетевое расписание, организован подвоз учащихся, к работе с учащимися привлекаются квалифицированные педагоги, максимально используется материально- техническая база.
История школы
История Томаровской средней школы № 1 берет свое начало с Томаровского образцового двухклассного Министерства Народного Просвещения училища, открытого в 1899-1900 гг. и располагавшегося в прекрасном двухэтажном каменном здании, построенном на средства крестьян 2-го Томаровского общества, которые выкупили десятину земли за 1000 рублей и построили здание училища за 20 тысяч рублей. По ходатайству жителей училище получило наименование Николаевское (в честь коронации царя Николая II). Находилось на месте современной Пожарной части поселка Томаровка.
К началу 20 века в Томаровке уже работали Белянская и Кисловская земские школы, но Белгородская уездная управа сообщала, что «население слободы Томаровки в массовом своем развитии стоит гораздо выше населения прочих сельских местностей Белгородского уезда, почему уже и назрела потребность в школе с большей образовательной программой».
Школьный курс в Томаровском образцовом двухклассном училище изучался в течении пяти лет и окончившие его имели равные права с окончившими уездное училище в г. Белгороде.
Томаровское образцовое двухклассное Министерства Народного Просвещения училище, фото начала 20 века.
Здание Томаровского образцового училища можно было считать архитектурной достопримечательностью слободы Томаровки первой половины 20 века: строгий классический стиль, первый и второй этажи разделял арктурный пояс, над центральным входом находился широкий балкон второго этажа с кованным ажурным ограждением, а над ним - фронтон с элементами ампира, который завершался центральным куполом.
На втором этаже училища находились спортзал или конференц-зал.
Первыми учителями этого училища (а, по большому счету, и всей слободы Томаровки) по праву считаются супруги Тихомировы: Петр Аркадьевич и Татьяна Михайловна, у которых было два сына: Сергей и Константин и дочь.
Первые учителя слободы Томаровки: Тихомиров Петр Аркадьевич и Тихомирова Татьяна Михайловна, фото начала 20 века.
Чудом сохранился Похвальный лист ученика Кайдашева Николая Андреевича от 30 апреля 1916 года, который подписали: заведующий училищем – учитель Петр Тихомиров, законоучитель – священник Феодор Каракулин и учителя: Е. Назарова, Т. Тихомирова, М. Чефранова.
Похвальный лист ученика Кайдашева Николая Андреевича, 1916 год.
После революционных событий 1917 года образцовое училище стало гимназией, затем «девятилеткой» и потом семилетней школой. Директором Томаровской семилетней школы в 1920-е годы был назначен Болотов Николай Федорович, уроженец села Казацкое.
В 20 – 30- годы прошлого века советская школа получила партийное задание – учить и воспитывать будущих строителей социализма, поэтому вместе с классическими учебными предметами учащиеся изучали и такие предметы как: «сельское хозяйство», «столярное дело», «военное дело».
Перед выпускниками школы стояла задача – отправиться на село ликвидировать безграмотность, открывать школы, создавать комсомольские ячейки и организации.
Большое внимание уделялось физической подготовке учащихся, которые носили особую школьную форму.
Томаровская семилетняя школа просуществовала до 1935 года и все эти годы ее возглавлял Болотов Николай Федорович.
Директор Томаровской семилетней школы - Болотов Николай Федорович, фото 4 декабря 1913 года, г. Москва.
На фотографии выпускного 7-го класса мы видим учащихся школы под руководством лучшего физрука школы (как говорят - бывшего белого офицера) Николаева Валентина Владимировича в спортивном зале школы.
Учащиеся 7 класса Томаровской семилетней школы, 1929 год.
В центре - физрук школы Николаев Валентин Владимирович, вверху: крайний слева - Калашников Виктор Алексеевич – в будущем директор Томаровской средней школы; со знаменем в руках – Шевченко Александр Иосифович – в будущем Герой Советского Союза, генерал-лейтенант танковых войск, имя которого носит сегодня школа.
Учителями Томаровской семилетней школы в эти годы были:
- Болотова Анфиса Александровна – учитель русского языка,
- Николаев Валентин Владимирович – учитель физкультуры,
- Николаева Валентина Степановна – учитель биологии,
- Зотов Николай Федорович – «двадцатипятитысячник» из Москвы, учитель биологии,
- Кузубова Ксения Григорьевна – учитель математики,
- Уточкин Яков Яковлевич – учитель рисования,
- Еременко Вера Ивановна – учитель истории,
- Мирошниченко Александра Папиловна – учитель биологии,
- Солодовников Николай Иванович – учитель сельского хозяйства,
- Барышников Евгений Павлович – учитель физики,
- Федюшина Мария Ивановна – учитель русского языка и литературы,
- Олейников Иван Яковлевич – учитель украинского языка,
- Кучеев Яков Прокофьевич.
В 1930-е годы наша страна переживала нелегкие испытания и вместе со страной их переживали и наши учителя. В 1933-1934 годах были вынуждены уехать из Томаровки супруги Болотовы и Николаевы.
Выпускной класс Томаровской семилетней школы, 15 мая 1935 года.
Второй ряд снизу: крайний слева – Уточкин Яков Яковлевич, третья слева – Еременко Вера Ивановна, шестая слева – Кузубова Ксения Григорьевна, далее – Солодовников Николай Иванович, далее – Мирошниченко Александра Папиловна, крайний справа в пенсне – Барышников Евгений Павлович. В третье ряду снизу пятая слева – Федюшина Мария Ивановна.
Образованная в 1935 году Томаровская средняя школа сохранила не только основу учительского коллектива Томаровской семилетней школы, не только прежнее здание, но и дух ученичества и добрые традиции.
Учителями Томаровской средней школы, вместе с вышеназванными, стали:
- Щербакова Анна Иосифовна – учитель русского языка и литературы,
- Барышникова Алевтина Николаевна – учитель немецкого языка,
- Васильченко Варвара Павловна – учитель химии,
- Куцын Никита Васильевич – учитель истории и географии,
- Чупрынин Григорий Дмитриевич – учитель математики,
- Жеглова (Андреева) Зоя Сергеевна – учитель географии,
- Добровольский Лев Михайлович – учитель математики,
- Залата Абрам Яковлевич – учитель математики,
- Дагаев Иоасаф Иванович – учитель математики,
- Сукач Варвара Адамовна – учитель русского языка,
- Кельина Вера Дмитриевна – учитель русского языка,
- Носков Иван Павлович – учитель столярного дела,
- Муссей Евгений Викторович – военрук школы,
- Чернухина Зинаида Павловна – учитель музыки,
- Хижнякова Наталья Ивановна – учитель химии и биологии,
- Головко Александр Федорович – учитель истории,
- Авраменко Александр Степанович.
В школе была лошадь, возле школы учебно-опытные участки, выращивали черную смородину. Начальные классы находились в здании церковно-приходской школы при храме Николая Чудотворца на улице Поповка (ныне Пионерская).
После Н.Ф. Болотова в середине – второй половине 30-х годов началась частая смена директоров Томаровской средней школы:
в 1935-1936 годах директором школы был Драгобецкий Степан Федорович – учитель сельского хозяйства;
в 1937 году – Щербаков Павел Семенович – учитель истории и Конституции;
в 1938 году – Калашников Виктор Алексеевич, до призыва в начале 1939 года в ряды РККА;
в 1939 году – Авраменко Александр Степанович, а затем Кузубова Ксения Григорьевна – учитель математики;
в 1940-1941 годах - Кравцов Василий Иванович – учитель истории.
В 1937-1938 годах часть учителей школы была репрессирована: Щербаков Павел Семенович, Федюшина Мария Ивановна (дочь священника), Куцын Никита Васильевич, Чупрынин Григорий Дмитриевич, Дагаев Иоасаф Иванович.
В 1938 году состоялся первый выпуск Томаровской средней школы – один класс (25 учащихся). На аллее Томаровского парка летом 1938 года запечатлены фотографом учителя и 23 выпускника (2 человека отсутствовали).
Первый выпуск Томаровской средней школы, 22 июня 1938 года.
Назовем всех участников этого исторического фото слева направо и снизу вверх и известные факты их биографий:
- й ряд : 1. Шевченко Клавдия Макаровна- учитель начальных классов в
с. Пушкарном, Томаровке, работала в парткабинете;
2. Юрченко Антонина - после школы поехала учиться в
Воронежский университет, но вскоре умерла;
2- й ряд: 3. Чупрынина Надежда Ивановна - учитель начальных классов.
Работала в с. Ольховка, Калининской начальной школе;
4. Иванчихин Николай – погиб в ВОВ,
5. Стрижко Леля;
6. Криничный Михаил – учитель математики, погиб в ВОВ;
7. Калашникова Александра Степановна - один год работала
учителем начальных классов в с. Мощеное, затем окончила
Харьковский стоматологический институт и работала в
Томаровской районной больнице стоматологом;
3-й ряд: 8. Кайдашова Вера Григорьевна - учитель начальных классов в
х. Дубины (директор), х. Федоренки, Криниченской школе
(подготовка госпиталя в 1941г.), с 1943 года – снова учитель в
х. Федоренки, с 1946 г. – заведующая на х. Домнино, в 1953-
1970 гг. – учитель в с. Козычево. С 1970г.- Чапаевская средняя
школа (с. Завидовка). С 1975 г. – пенсионер;
9. Барышников Евгений Павлович – учитель физики и химии,
окончил Харьковский университет;
10. Кельина Вера Дмитриевна - учитель русского языка;
11. Солодовников Алексей Максимович – секретарь
Томаровского райкома комсомола,
12. Калашников Виктор Алексеевич – директор школы,
13. Васильченко Варвара Павловна - учитель химии;
14. Добровольский Лев Михайлович – классный руководитель 10
класса, учитель математики, окончил Воронежский
университет, погиб в ВОВ;
15. Непочатых Борис Филиппович – 2-й секретарь Томаровского
райкома партии,
16. Дроботова (Педан) Зоя Ивановна – учитель немецкого языка в
Дмитриевской школе, работала также в с. Козычево, затем в п.
Строитель;
4-й ряд: 17. Екимов Николай – учитель математики (хорошо рисовал),
погиб в ВОВ;
18. Дроботов (Дроботушенко) Николай - хорошо играл на трубе
в довоенном оркестре Конозобко;
19. Черных Мария Митрофановна - учитель начальных классов
в с. Бутово, родилась в с. Старая Глинка;
20. Капустин Яков – лучший ученик школы, хорошо знал
математику, географию, погиб в ВОВ;
21. Чупрынин Иван – летчик в годы ВОВ, погиб на фронте;
22. Непочатых Таисия - сестра Непочатых Бориса, уехала на
Кавказ поступать в институт иностранных языков;
23. Екимов Петр - участник ВОВ, (муж Черных Полины),
демобилизован в чине полковника, преподавал в школе;
24. Воронова (Лихошерстова) Зинаида Николаевна – учитель
начальных классов в сс. Казацкое, Ст. Глинка, п. Томаровка;
25. Дроботушенко Иван – погиб в ВОВ;
5-й ряд: 26. Мирошников Василий Иванович – учитель, погиб в ВОВ;
27. Черных (Екимова) Полина Федоровна – учитель, родом из с.
Новая Глинка;
28. Фреймундт Алексей Николаевич – учитель, погиб в ВОВ;
29. Переворочаева Екатерина (Клавдия) Федоровна – училась в
Ленинграде в педагогическом институте им. Герцена,
погибла во время блокады;
30. Чупрынина Мария Петровна – учитель, работала в с.Серетино,
с. Кустовое, Кисловской семилетней школе п. Томаровка.
Отсутствовали: Мирошникова Клава и Худошин Юрий (с. Бутово).
Многие выпускники первого выпуска Томаровской средней школы стали учителями, окончив педагогическое училище в г. Грайвороне.
Выпускники 1938 года в группе учащихся Грайворонского педагогического училища: верхний ряд: вторая справа – Воронова Зинаида, крайняя справа – Мирошникова Клава; средний ряд: первая слева – Чупрынина Надежда, далее – Чупрынина Мария, крайняя справа – Черных Полина; нижний ряд: вторая слева – Дробот Зоя, далее – Кайдашова Вера, Шевченко Клава, Калашникова Александра, Черных Мария, 10 июля 1938 года, г. Грайворон.
В 1939 году состоялся второй выпуск Томаровской средней школы – 1 класс. В этом году наша школа стала называться образцовой и носила имя Наркома Просвещения РСФСР Андрея Сергеевича Бубнова.
Сохранившееся старое фото этого выпуска особенно ценно для нас по ряду причин:
во-первых, выпускники и учителя изображены отдельно с подписью каждого участника;
во-вторых, здесь же дано и фото самой школы 1939 года с улицы Рясной;
в-третьих, на фото школы слева просматриваются очертания храма Николая Чудотворца, который находился в какой-то сотне метров от школы на соединении современных улиц Пионерской (ранее называлась Поповкой) и 32-го Гвардейского корпуса (Пушкарская);
в-четвертых, на фото справа во втором ряду сверху мы можем видеть выпускника Швец Василия – в будущем Героя Советского Союза, генерал-майора, имя которого носит сегодня Томаровская средняя школа № 2.
Таким образом, мы можем сказать, что Томаровская семилетняя школа и ее правоприемница - Томаровская средняя школа обучили и воспитали двух Героев Советского Союза – двух Героев Томаровки: Александра Иосифовича Шевченко и Василия Васильевича Швеца.
Фото 2-го выпуска Томаровской средней школы, 1939 год.
Директор – Кузубова Ксения Григорьевна, завуч – Добровольский Лев Михайлович, классный руководитель – Васильченко Варвара Павловна, крайний справа учитель – Барышников Евгений Павлович.
На фото еще один учитель, которого мы не называли – Я.М. Волков.
Василий Швец – крайний справа во втором ряду сверху.
В 1940 году в Томаровской средней школе состоялся третий выпуск – 2 класса. Из-за роста числа учащихся Томаровская средняя школа в этом же году открыла свой филиал на углу современных улиц Рогулина и Ленина.
Второй и третий выпуски Томаровской средней школы по призыву партии были направлены на 45-дневные учительские курсы в г. Грайворон, поэтому большинство выпускников стали учителями.
Выпускники Томаровской средней школы 1940 года – слушатели 45-дневных учительских курсов в г. Грайвороне, слева направо,
верхний ряд: Коломацкая Антонина, Федюшина Екатерина, Иванчихина Валентина, Ивакина Любовь, Ноздрачева Мария;
нижний ряд: Дахневская Тая, Хижнякова Мария, Слепынцева Галина, Бондарева Нина, Замараева Варвара.
В грозном 1941 году состоялся четвертый выпуск Томаровской средней школы – 3 класса. Заведующей Томаровским районным отделом образования в это время была Почернина (Олейникова) Елизавета Михайловна.
Выпускной вечер состоялся в пятницу 20 июня 1941 года (Похвальная грамота Иванчихиной Веры Степановны выдана 18 июня, а ее же аттестат - 24 июня 1941 года).
Выпускниками - отличниками стали: в 10-а классе – Василенко Алексей, в 10-б классе – Олейникова Надежда, в 10-в классе – Иванчихина Вера.
Сохранились фотографии выпускников 10-а и 10-в классов 1941 года.
10-в класс Томаровской средней школы, 1941 год.
Сидят учителя (слева направо): Минаев, Барышников Е.П., Васильченко В.П., Щербакова А.И., директор – Кравцов В.И., Барышникова А.Н., Залата А.Я., Кузубова К.Г., Головко А.Ф.; будущие учителя нашей школы: в нижнем ряду второй справа – Ноздрачев Иван Артемович, в третьем ряду снизу третья справа – Иванчихина Вера Степановна.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
С началом Великой Отечественной войны многие выпускники нашей школы одели солдатскую форму, многие, шагнув со школьного порога в бой, никогда уже больше не возвратились в родную Томаровку.
Занятия в школе в сентябре 1941 года проводились всего несколько дней, так как линия фронта стремительно приближалась.
22 октября 1941 года слобода Томаровка была оккупирована фашистами.
Занятия в здании Томаровской средней школы больше не проводились, а само здание было приспособлено немцами под госпиталь.
Есть данные о том, что во время оккупации фашисты попытались открыть некоторые школы в районе, в том числе и в Томаровке.
Инспектором народных училищ в Томаровском районе немцы назначили Дагаева Иоасафа Ивановича, но восстановить нормальную работу школ не удалось.
Выпуски 1942 и 1943 годов в Томаровской средней школе не проводились. Часть учителей оставалась во время оккупации в Томаровке, часть – выехала и проживала и работала на советской территории.
В ходе боевых действий в феврале – марте 1943 года, когда Томаровка была освобождена советскими войсками первый раз, а потом ее снова заняли немцы, и особенно летом 1943 года, во время Курской битвы, когда Томаровка была освобождена окончательно, здание Томаровской средней школы было сильно разрушено и поэтому восстановить его было невозможно.
Занятия в Томаровской средней школе начались в сентябре 1943 года в здании Белянской семилетней школы (ныне улица Ленина).
В этом же здании некоторое время находился и клуб.
Здание Томаровской средней школы в 1943-1959 годы (бывшее здание Белянской земской начальной школы конца 19 века, в 1938-1939 гг. – Белянской семилетней школы) на улице Белянской (ныне Ленина).
Младшие классы школы стали располагаться в здании Первомайской начальной школы.
Первомайская начальная школа слободы Томаровки, фото 1960-х гг.
Образование и формы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями.
Общие формы организации обучения. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на общие и конкретные. Общих форм организации обучения три: фронтальная, групповая и индивидуальная. К конкретным (частным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя работа учащихся, факультативные занятия, занятия в учебно-производственных мастерских и некоторые другие.
Рассмотрим общие формы организации обучения. При фронтальной (общеклассной) форме работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие – опережают и вынужденно бездействуют.
При групповой форме организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса (их называют также малыми группами).
Индивидуальная форма организации обучения не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки.
В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.
Программа развития
Программа развития Школы представляет собой управленческий документ, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации для достижения определенных документами стратегического планирования целей государственной политики в сфере образования на принципах проектного управления. Программа развития разработана на основе проектного управления, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019 г.) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» и предусматривает возможность достижения целевых показателей с опорой на внутренние и привлеченные ресурсы. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития определяет стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу: ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритетыразвития. Программа как проект перспективного развития Школы призвана: - обеспечить достижение целевых показателей Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на срок 2018 – 2025 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование» в деятельности Школы; - обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; - консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения Школы для достижения целей Программы.