Реализация образовательных программ естественнонаучной направленности по биологии с использованием оборудования "Точка роста"
Реализация образовательных программ естественнонаучной направленности по биологии с использованием оборудования «Точка роста»
Анучкина Н.В., Бабичева Е.Н.,
МБОУ «Томаровская СОШ №1»
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ современным оборудованием центра «Точка Роста». Это открыло новые возможности урочной и внеурочной деятельности.
Современное аналоговое и цифровое оборудование является неотъемлемым условием формирования высокотехнологической среды школы, без которой сложно представить современный образовательный процесс обучения. Благодаря этому расширяется поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум. Использование нового учебного оборудования становится средством обеспечения этого взаимодействия.
С начала 2021 - 2022 учебного года «Точка роста» распахнула свои объятия и для учеников Томаровской средней общеобразовательной школы №1.
На базе данного центра уже целый год проводятся уроки и внеурочные занятия по биологии, химии, физики и информатике.
Мы используем два кабинета биологии на 26 и 12 учеников. Кабинеты оборудованы новой мебелью и современным цифровым оборудованием. Правда оборудование пока получено не в полном объеме.
По биологии разработаны и реализуются, в том числе и в каникулярное время, разно уровневые программы по биологии и программы в рамках внеурочной деятельности и доп. образования. Наталья Васильевна ведет в 6 и 7 классах внеурочную деятельность «Экология» и «Моя безопасность», а Елена Николаевна «Биология и Я» и «Здоровое питание». В 2022 – 2023 учебном году будут проводиться новые внеурочные занятия по биологии и экологии: Экологическая грамотность и Функциональная грамотность естественно – научной направленности
Эти программы имеют практическую направленность, большое количество часов отводится на практические, лабораторные и проектные работы.
В рамках урочной деятельности выполняется обязательный минимум лабораторных и практических работ, этого бывает недостаточно для более полного изучения морфологии и физиологии, особенно в 5-6 классах, так как на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Благодаря дополнительным общеобразовательным программам расширяется возможность применения практических методов изучения биологии. В программе Точка роста есть отличные инструкционные карты для выполнения работ по физиологии растений, исследованию артериального пульса, оценке физиологических резервов дыхательной системы, микроскопическим и экологическим исследованиям.
Реализация естественно-научных предметов, в том числе и биологии, на базе Центра «Точка Роста» в нашей школе предусматривает использование Стандартного комплекта оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания. В состав цифровых лабораторий, полученных нами в этом учебном году в рамках проекта Точка роста, входят оптические микроскопы со светодиодной подсветкой и мультидатчики для определения некоторых экологических показателей, а вот наборов для изготовления микропрепаратов, наборов готовых микропрепаратов, комплектов влажных препаратов, которые также рекламировались при организации данного проекта мы так еще и не получили.
Таким образом совместно с новым крутым оборудованием пользуемся и старыми демонстрационным материалом: коллекции по ботанике, зоологии, палеонтологии, коллекции гербариев по разным темам, модели частей растений и т.д..
Разработчики проекта считают, что обучение с использованием оборудования Точки роста «открывает больше возможностей для популяризации биологии среди обучающихся, а значит повышения эффективности учебного процесса, высокой результативности во внеурочной деятельности». Мы полностью с этим согласны. У детей повысился интерес к биологии.
В первой четверти этого учебного года мы сами учились вместе с ребятами использовать полученное оборудование при выполнении работ. И надо сказать, что дети учились быстрее и боялись меньше при возникавших проблемах или неудачах. А во второй учебной четверти мы уже участвовали в межмуниципальном семинаре практикуме «Точка роста» и нас даже хвалили и сюжет о работе школы был представлен на телевидении!
А как удивлялись учителя разных городских округов нашего региона тому, что дети ловко и уверенно измеряли показатели микроклимата класса, используя мультидатчики и как ловко использовали микроскоп для изучения местных лишайников и мхов. Многие учителя даже записывали в своих блокнотах советы «бывалых» по выполнению работ, а «бывалые» то – ученики 6 и 10 классов!
Ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста» открыли и новые возможности для проведения проектных работ.
Уже в этом году было выполнено несколько проектных работ учениками 9 классов биологической направленности с использованием оборудования «Точка роста», а на следующий год таких работ будет больше.
Кабинеты и рекреация Точка роста не пустуют и на перемене. Ребята с удовольствием играют в шахматы или устраивают фотосессии.
Для ребят даже оформлена и сменная фотозона. Декор фотозоны меняется от праздника к празднику и от настроения к настроению. Вот и на этой неделе доска «принарядилась», ведь в четверг, т.е. завтра мы ожидаем гостей и примем участие в рекламной карусели «Точка роста»
У нас, конечно, еще есть вопросы и не все нюансы и возможности нового оборудования мы используем сполна, но мы уже рады тому, что наши дети на уроках удивляются расширяют поле взаимодействия ученика и учителя, повышают интерес и мотивацию учащихся к изучению биологии и других предметов естественно-научной направленности.